Турецкий телекоммуникационный холдинг Turkcell, который владеет 55% оператора “Астелит” (торговая марка life:)), начал процесс покупки дочерней компании “Укртелекома” – “Тримоб”, об этом “Экономической правде” сообщили три независимые друг от друга участника рынка.
Директор “Укртелекома” Юрий Курмаз предпочел оставить этот вопрос без комментариев. Представитель пресс-службы СКМ Евгений Бузыкин (СКМ владеет “Укртелекомом”) сначала предложил ЭП связаться с “Укртелекомом”. Узнав, что общение с главой компании уже состоялось, выдал стандартный комментарий СКМ для таких случаев: “Мы не комментируем слухи, а также гипотетические сделки и намерения”. Специалист по связям с международными СМИ Turkcell Ханде Асик сообщила, что компания не готова общаться на эту тему. “Мы будем вас держать в курсе по дальнейшему развитию событий”, – заверила она.
По информации одного из собеседников ЭП, в “Тримобе” уже проведен предпродажный аудит – due diligence. Хотя Курмаз говорит, что знает только об общем плановом аудите “Укртелекома”, который недавно закончился. “Тримоб” начал работу еще в 2007 году как первый 3G-оператор (UMTS) в Украине. Компания покрыла сетью все крупные города Украины, но обслуживает не так много клиентов по сравнению с GSM-операторами. В 2011 году в ходе приватизации она досталась австрийскому инвестфонду EPIC вместе с “Укртелекомом”. Позже контроль над предприятием перешел к СКМ.
К слову, группа компаний Рината Ахметова уже давно является партнером Turkcell. Совместно они владеют третьим по величине абонентской базы оператором “Астелит”, life:), где у турков 55%, а у донецкой компании – 44%.
Напомним, что совсем недавно, в феврале 2015 года, life:) тоже получил лицензию 3G (UMTS). На организованный Национальной комиссией по вопросам регулирования связи и информатизации конкурс приехала целая делегация из Турции. В торгах за частоты она была наиболее активной.
“Все тогда недоумевали, зачем турки переплатили за первый лот 650 млн грн”, – отмечает один из собеседников издания. Как известно, самое большое ценовое предложение в этом лоте было у МТС, но Turkcell несколько раз поднимала его, увеличив с 2,7 млрд грн до 3,35 млрд грн. “Оказалось, что частоты лота максимально близко расположены к полосам, которыми располагает “Тримоб”. Оператор сможет объединить обе полосы и гарантировать более качественный мобильный интернет”, – продолжает собеседник.
Хотя генеральный директор “МТС-Украина” Иван Золочевский заявил, что для турков покупка второй 3G-лицензии была бы деньгами, выброшенными на ветер. Такого же мнения придерживаются опрошенные ЭП технические эксперты. Для обеспечения пиковой скорости – 42 Мбит/сек хватит и двух третей от диапазона каждой лицензии. Поэтому единственная перспектива удвоенных полос – это развитие 4G (LTE) в будущем, на которое нужно значительно больше спектра.
Как рассказывает еще один собеседник издания, сделка по “Тримобу” станет своего рода компромиссом между СКМ и Turkcell. По его словам, разногласия между партнерами наметились еще перед 3G-конкурсом. Тогда Turkcell, чтобы подстраховаться, даже планировал подать отдельную заявку на участие в нем через свою дочернюю компанию в Украине “Укртауер”. Она строит башни для размещения телекоммуникационного оборудования.
Эта компания успела обратиться в НКРСИ в начале 2015 года для дотошного разъяснения условий конкурса. Однако перед самым его началом все резко изменилось, и “Астелит” решила участвовать по всем трем лотам самостоятельно. Очевидно, тогда туркам удалось усилить влияние на мобильный бизнес в Украине.
“Разменной монетой мог послужить “Тримоб”. Turkcell согласился его купить. “Укртелеком” уже давно вел переговоры о продаже этого актива, а после покупки тремя мобильными операторами лицензий 3G потенциальных покупателей “Тримоба” явно стало меньше”, – рассказывает собеседник издания.
Без ответа пока остается вопрос, распрощается ли СКМ и с миноритарным пакетом акций в life:). Никакой информации пока нет. Может оказаться, что этот актив достанется туркам за операционные долги. Как уже сообщалось, в 2012 году “Астелит” и связанные с ним структуры пережили серию дефолтов по долгам перед банками и “дочкой” турецкого холдинга Financell. В итоге Turkcell, владеющий 55% акций в life:), получил в качестве залога все имущество оператора, включая банковские счета. Ситуация осложнилась еще и тем, что по итогам 2014 года life:) понес рекордные убытки – 5,6 млрд грн. Они связаны с тем, что долги проиндексированы в валюте, а гривна сильно девальвировала.
Когда Turkcell получит в Украине две 3G-лицензии, его стратегия, очевидно, станет более агрессивной. Получив радиочастотное преимущество, life:) может сосредоточиться на мобильной передаче данных как на основном драйвере доходов. В последнем интервью “Интерфакс-Украина” исполняющий обязанности CEO life:) Ердал Яйла заявил, что компания постарается запустить 3G как можно раньше – уже в начале лета. Возможно, поможет ей в этом вторая лицензия и построенная сеть.
Тем более что пока не ясно, когда операторы начнут строить сети по новым 3G-лицензям. Им пока не удается подписать договора с Минобороны об освобождении частот от средств связи спецпользователей за деньги победителей 3G-тендера. “Военные требуют 2 480 млн грн вместо 1 660 млн грн на троих. Операторы настаивают на выполнении постановления Кабмина”, – рассказывает Золочевский. Член НКРСИ Александр Скляров добавляет, что Минобороны пока не направила им новый план конверсии, хотя на весь процесс подписания договоров остается чуть больше недели. Согласно условиям тендера, компании должны письменно оформить финансирование перевооружения до 27 апреля.
Если этого не произойдет, то новые 3G-лицензии зависнут в воздухе, а у регулятора появятся основания отменить результаты конкурса. Такое вряд ли произойдет, но факт остается: пока с военными идут переговоры, Украинский госцентр радиочастот не оформит разрешения ни на одну новую базовую станцию.
Источник: “Экономическая правда”
ссылка: http://m.itc.ua/news/turetskiy-holding-turkcell-kotoryiy-vladeet-chastyu-life-pokupaet-dochernyuyu-kompanii-ukrtelekoma-trimob/