Нетобзор - форум про интернет

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.


Расширенный поиск  

Автор Тема: Интересное интервью с генеральным директором Life  (Прочитано 1153 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

VitalikАвтор темы

  • prointer.net.ua
  • Администрация
  • *
  • Благодарность: +968/-0
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 9313
  • Город: Киев, а найти хоть на Марсе
  • Модем: ZTE AC70
  • Провайдер: Интертелеком, Lifecell
  • Тариф: Специально обученый)
  • Мобильный интернет - это просто!

Какие главные задачи поставил перед собой life:) в этом году?

 В этом году перед нами стоит задача продолжить те же темпы роста, которые мы демонстрировали на протяжении 2 лет, и даже превысить их. Если говорить о доходе, то это порядка 10% в годовом исчислении. Нам важно поддерживать высокую динамику и, как игроку №3 на рынке, быть более агрессивными, чем конкуренты.

Смотря на результаты I полугодия 2013 года, эти планы достижимы?

 Результаты I полугодия показали, что нам это пока удается — абонентская база продолжает активно расти. Причем рост есть и в тех регионах, где наша доля гораздо ниже, чем у других операторов.

 Нам удается "отщипывать" абонентов у конкурентов либо становиться второй симкой с перспективой стать первой. Так, например, по результатам II квартала рост абонентов на Западе и Востоке — регионах агрессивного роста — составил + 29% и +31% соответственно.

Развитие каких направлений сейчас первостепенно?

 Сейчас нам важно укрепить лидерство в тех нишах, где мы себя хорошо зарекомендовали в прошлые годы. Это, в первую очередь, дата-сервисы, поскольку мы позиционируем себя как оператор №1 для смартфонов.

 Кроме того, нам интересны такие нишевые услуги, как роуминг. Люди много путешествуют, и наша задача — всячески их поддерживать. В прошлом году мы сделали роуминг доступным для большинства абонентов, существенно снизив его стоимость. Причем это касается не только голосового, но и дата-роуминга. Как результат, потребление мобильного интернета в роуминге выросло почти в 4 раза по сравнению с предыдущим годом. И такая динамика сохраняется уже второй год подряд.

 Еще одной нишей, в которой мы активно развиваемся, являются международные звонки. Традиционно это звонки в Россию (восточные регионы Украины) и страны Европы (западные регионы).

На какие новые услуги оператор планирует сделать упор?

 На услуги, которые сегодня необходимы абоненту. Прежде всего, это сервисы, направленные на самообслуживание абонентов. Сегодня мы видим, что это мировой тренд, особенно среди молодых потребителей. Они предпочитают сами контролировать свои расходы, управлять своим счетом, услугами, получать обслуживание тогда, когда это необходимо, иными словами, делать все на экране своего смартфона или компьютера. Это то направление, на котором мы будем делать особый акцент и в которое будем включать как финансовые услуги, так и запуск новых возможностей.

 Например, мы видим, как растет популярность приложения "Мой life:)", позволяющего абоненту управлять своей мобильной линией. В июне оператор зафиксировал 247 тысяч сессий в приложении. Пиковое число загрузок программы в день достигло 1322.

Какой из существующих тарифов сейчас самый популярный?

 Сейчас самым популярным тарифом является "life:) Безумный день" в силу того, что в сети в геометрической прогрессии продолжает расти количество смартфонов.

В июне этого года НКСРИ согласилась продлить "Астелит" лицензию на международную и междугородную связь до 2018 года, но только по решению суда. Насколько это разбирательство было сложным для компании и ожидаете ли вы подобных "палок в колеса" со стороны НКРСИ в будущем?

 Я бы не называл этот процесс конфликтом или "палками в колеса". Это — банальное разночтение одного и того же закона. К сожалению, и в Украине, и в других странах мира законы не являются идеальными, и не все в них прописано досконально. В нашем случае закон просто детально не описывал порядок продления лицензий. В связи с этим мы считали, что можем продлить уже имеющуюся, а регулятор — что мы должны покупать новую, более дорогую. Для того чтобы доказать свою позицию на продление лицензии, мы обратились в суд, который выступил арбитром в этом вопросе.

 Любое судебное разбирательство несет определенные риски, но с моей точки зрения, это нормальный цивилизованный подход к решению ситуаций, в которых две стороны по-разному читают один и тот же документ. Мы прошли через две судебные инстанции, где смогли доказать правомочность своей позиции на продление лицензии и на основании решения суда получили ее продление.

На какой стадии находится подготовка компании к запуску MNP?

 Сегодня внутри компании идет активный процесс подготовки к запуску MNP, создана рабочая группа, ведутся переговоры с техническими поставщиками, мы активно участвуем во всех встречах под эгидой регулятора. Для нас было совершенно очевидным, что время MNP рано или поздно придет, поэтому заранее приступили к подготовке. Так что мы готовы буквально в течение нескольких месяцев его реализовать.

Как вы считаете, смогут ли операторы ввести услугу в назначенный срок (с 20 декабря 2013 года), или запуск в MNP может отложиться?

 Сейчас в НКРСИ начала работать рабочая группа по MNP. Все наконец-то осознали необратимость этого процесса. Получится ли его запустить в установленные сроки, не знаю, но очень надеюсь на это. Здесь все зависит от слаженных действий всех игроков рынка.

Согласны ли вы с тем, что администратором услуги MNP стала фактически государственная компания, которая будет зарабатывать на частных операторах связи?

 Мы позитивно оцениваем тот факт, что администратором базы данных стала компания с государственными корнями. Ведь в процессе реализации услуги важно, чтобы администратор имел полную независимость от операторов рынка и был равноудален от всех игроков.

 Кроме того, не стоит забывать, что у УДЦР, который вошел в консорциум, наработана широкая технологическая база и экспертиза по реализации базы регистрации IMEI, что говорит об определенном опыте в подобных вопросах.

Стали ли абоненты меньше тратить на связь? Чем это вызвано?

 В целом, мы видим по отчетам всех операторов, что ARPU падает: у Киевстара — на 10% за год, у МТС — на 4,3%, life:) — 0,7%. Но я все-таки считаю, что абоненты не стали меньше тратить. Чтобы посчитать траты на связь одного абонента в Украине, необходимо учитывать все сим-карты, которыми он пользуется. К сожалению, на нашем рынке нельзя говорить об изменении поведения абонента, базируясь только лишь на его отношениях с одним оператором.

 Что касается наших абонентов, то мы наблюдаем рост потребления ими дата-трафика в два раза. Люди также активней стали пользоваться международной связью, например, в 2012 году абоненты life:) звонили за рубеж в полтора раза чаще, чем в 2011. Безусловно, эти тренды увеличивают наш доход, который, например, во втором квартале 2013 года вырос на 12,4% по сравнению с тем же периодом 2012-го.

Как изменились предпочтения абонентов за последние два года?

 Смартфоны полностью изменили поведенческие модели абонентов. Посудите сами: если сегодня человек может отправить сообщение 10-15 друзьям с помощью приложения Facebook на телефоне, то вряд ли он будет всех их обзванивать.

 По состоянию на конец 2-го квартала 2013 года в Украине насчитывается 9,4 млн пользователей смартфонов. В нашей сети мы видим бум умных устройств, которые на сегодня достигли 21% проникновения среди наших абонентов.

 Недавно один из депутатов Европарламента предложил внести изменения в закон о телекоммуникации и убрать понятие "мобильный телефон" как не соответствующее действительности и заменить его термином "мультифон". Несмотря на весьма относительную важность поправки, это во многом характеризует тренд, происходящий в среде технологий. А именно: смартфоны "впитывают" в себя все больше и больше функционала, вытесняя другие устройства из нашей жизни.

 Чем более совершенное устройство у вас в руках, тем более высокий уровень сервисов, которые вы потребляете. Еще несколько лет назад говорить о возможности скачивать видеоконтент, используя EDGE-сети, было невозможно. Сейчас материалы адаптированы под потребителя: YouTube теперь предлагает вам разное разрешение роликов для потребления на разной скорости чтобы вы точно смогли их посмотреть.

Для чего украинцы используют свои смартфоны помимо разговоров и обмена SMS-сообщениями?

 По результатам исследования GFK, 86% потребителей мобильного интернета используют его для проверки почты, 81% — для поиска информации, 74% — для социальных сетей, 65% — для проверки погоды. Что интересно, потребители не только ищут информацию через свои мобильные устройства, но и осуществляют полезные действия, в частности, интернет-покупки. Таких потребителей 15%. Подобные тренды мы видим и у себя в сети.

Тронется ли лед в вопросе выдачи 3G-лицензий в этом году?

 Новая лицензия на 3G-связь требует конверсии, и это действительно не просто слова, а факт. Минобороны использует частоты для радарных и авиационных систем, а также других видов спецсвязи. Для того чтобы их освободить, нужно провести переоснащение, а на это, в свою очередь, нужны деньги. По закону такое финансирование может быть произведено только за счет государства, и мобильные операторы не могут оплатить конверсию самостоятельно. В годовом государственном бюджете эти затраты запланированы не были, поэтому в 2013 году однозначно в этом направлении ничего не произойдет. Регулятор абсолютно открыто об этом сказал. Так что 3G появится в Украине не раньше 2014 года.

В каком направлении будет развиваться рынок связи в следующие три года с учетом того, что проникновение достигло максимума, а ARPU не растет?

 Госстат заявил о том, что в первом полугодии 2013 года рынок мобильной связи впервые упал на 1,8%. Сейчас он находится в очень непростой ситуации, которая требует радикальных мер. Объем внутрисетевого трафика (звонки между абонентами одного оператора) превышает всякие разумные пределы. Около 94% трафика в Украине замыкаются в сетях операторов, то есть сети операторов практически не взаимодействуют между собой. Такого нет ни в одной другой стране. В Европе этот показатель составляет 40-60%.

Барьер между операторами такой непреодолимый?

 Сейчас сети украинских мобильных операторов можно абсолютно безболезненно изолировать друг от друга и при этом среднестатистический абонент ничего не заметит. Конечно, я утрирую, чтобы проиллюстрировать, насколько вопрос зашел в тупик.

 Между сетями всех трех операторов существует барьер, который преодолеть весьма сложно — это дороговизна звонка на внешние сети, которую крупные операторы устанавливают, чтобы "заградить" своих абонентов "высоким забором". В Донецке, например, совершить звонок с сети "МТС" на сеть life:) стоит 1,25 грн за минуту, в то время как позвонить на фиксированные и мобильные сети в США можно из того же Донецка за 0,12 грн за минуту.

 В Украине абсолютно искусственно созданы барьеры, которые призваны сохранить доминирующее положение крупных операторов. Совершенно очевидно, что их необходимо "сносить".

Но как?

 Инициатива должна исходить от государства. Достаточно будет регулирования розничного рынка при драматическом падении ставки интерконнекта, когда она достигнет значения, близкого к себестоимости звонка (от 5 до 10 копеек).

 Либо же второй вариант — полное обнуление ставки интерконнекта, как это было сделано в США, которое позволит абонентам звонить на все сети по доступной цене. Примечательно, что государство при этом ничего не потеряет, ведь налогов с интерконнекта не возникает — это балансовые взаиморасчеты между операторами.

Так в чем же проблема?

 Два крупных украинских оператора в этом, к сожалению, просто не заинтересованы. Часто мы можем услышать от них, что на нашем рынке идет активная конкуренция, что стоимость минуты самая низкая в мире. Но при этом не учитывается то, что все данные необходимо умножать на два или три.

 То есть, на количество сим-карт, которыми украинский абонент вынужден сегодня пользоваться, чтобы преодолеть дороговизну звонков на других операторов. В Украине нет здоровой конкуренции: большие операторы в части областей страны занимают долю в 80-90%, а это уже полный монополизм. Пора называть вещи своими именами. Но сейчас этого не происходит — более того, идет подмена многих понятий и нас пугают уничтожением рынка, потерями бюджета и т.п. Напомню, что точно такие же разговоры и аргументы приводились 6-7 лет назад противниками введения принципа СPP (Call Party Pays) — "Платит Звонящая Сторона", а ведь сейчас уже даже тяжело представить, чтобы за звонок платила и сторона, принимающая звонок. Но в результате рынок вырос в разы, и мобильной связью стали пользоваться миллионы абонентов, выросли налоги. Я прогнозирую похожий эффект и от снижения ставок интерконнекта.

Создается впечатление, что на украинском рынке связи все очень плохо.

 Телекомрынок застыл над пропастью, как в регуляторном, так и рыночном отношении. Рынок, который не растет на протяжении 5 лет и, более того, падает — это катастрофическая ситуация. И проблема здесь не в новых технологиях, а в справедливом регулировании рынка, где во главе угла должны быть поставлены интересы абонентов и государства, а не крупных операторов.

Источник: delo.ua

 

+ Быстрый ответ