7 любопытных фактов, о коих знают немногие!
1. Св. Никола, который дарит подарки хорошим детям и грозит плохим "ризочками"– не украинская, а европейская традиция (так же как и рождественская елка). В современном Киеве она прижилась и укоренилась только в последние 15-20 лет во времена независимости. В дореволюционном Киеве о подобной традиции еще не слыхали (судя по мемуарной литературе, детей в Николин День одаривали только в семьях иностранцев). Исключением была лишь западная Украина, находившаяся в те годы в составе Австро-Венгерской Империи, у которой, собственно, Галичина и позаимствовала эту традицию. А уже в наше время из западных областей добрая традиция детских "николайчиков" разошлась по стране.
2. Сегодня ура-патриоты доказывают "Дед Мороз – не наш, он российский! Наш святой - Николай!". До революции патриоты с тем же рвением доказывали "Святой Николай – не наш, он российский, а наш – Святой Георгий". Во-первых, святой Георгий-воин был особо почитаемым среди украинских казаков. Во-вторых, св Николай числился святым покровителем российского царя Николая 1, уделявшего особое внимание Киеву, и сознательным украинцам не слишком хотелось ассоциировать себя с царским покровителем.
3. На деле культ святого Николая – разошелся по Руси именно из Киева, города, где состоялось Крещение Руси, а знаменитая киевская икона Николы Мокрого, которую считали древнейшим изображением святителя на древнерусской земле – стала главным образцом для написания всех икон Св. Николая.
4. С Киевом связывают целых 7 чудес Николая, при чем некоторые из них известны даже за рубежом.
5. Для наших прадедов главным праздником Николая был не зимний день накануне солнцестояния, а весенний – Никола Вешний 22 мая. Он совпадал с началом выгона скота и сельскохозяйственных работ. Как раз на помощь доброго Николы простые люди, желающие получить хороший урожай, возлагали самые большие надежды. Сейчас для городского человека урожай стал, увы, некой абстрактной ценностью, и Николу Зимнего мы отмечаем куда более активно.
6. До XVI века в Киеве не было ни одной церкви Св. Николая построенной на Горах – в Верхнем княжеском, аристократическом Киеве. Все Николаевские храмы находились внизу, в основном на Подоле. Причина просто – Николай был святым-демократом и считался в первую очередь покровителем простых людей, ремесленников, купцов и земледельцев.
7. Любовь простого люда к Св. Николаю была почти кощунственной. Его любили даже больше, чем Бога. Господь и другие святые – были суровы и требовательны. Лишь Св. Николай и Богородица (их в Киеве часто изображали вместе!), согласно народным легендам, переживали за обычных людей, сочувствовали им, утирали их слезы и всегда были готовы помочь всем несчастным…
Источник http://www.segodnya.ua