В безудержной гонке за мегапикселями, гигагерцами и терабайтами производители в своем рвении забывают про ограничения, наложенные Матушкой Природой на возможности восприятия человеческим глазом и Мозгом зрительной информации.
Для начала приведу несколько определений...
Из Курса Фотограмметрии известен такой факт – человек со 100% зрением в состоянии различить на белом фоне черную точку диаметром 0,10 мм на расстоянии 20-25 см от бумаги до глаза. Или можно сказать по другому - в норме глаз человека способен раздельно воспринимать объекты, угловое расстояние между которыми не меньше 1′ (1 минута). Аналогично за предел остроты восприятия глазом является раздельное восприятие человеческим глазом на расстоянии 20-25см двух параллельных черных линий толщиной 0,10 мм и расстоянием между ними 0,10мм.
В Полиграфии плотность/четкость изображения принято измерять в DPI (Dot per Inch). В переводе это означает кол-во точек на 1 дюйм или 25.4мм
Покойный С.Джобс в свое время при выпуске Iphone 4 заявил, что 300DPI с головой хватит всем .
Вот выдержка из Википедии:
« … Rétina (от лат. retina — сетчатка) — общее маркетинговое название ЖК-дисплеев, используемых в устройствах Apple и отличающихся настолько высокой плотностью пикселей, что человеческий глаз не способен заметить, что изображение состоит из них. Apple определяет различную плотность пикселей для разных устройств и ставит их в соответствии с типичным расстоянием обзора для данного класса устройств — чем больше типичное расстояние, тем меньшая плотность пикселей требуется для достижения неразличимости. Опираясь на исследования, что человеческий глаз может различить только 300 dpi, производитель заявляет, что на таких дисплеях пикселизация изображения неразличима глазом …»
Если перевести эти дпи в понятные нам единицы, то будем иметь для продукции Apple
соответственно (см. рис.1):
Учитывая то, что никто не разглядывает такие мониторы с расстояния 20-25 см, значение пикселей на 1 см для комп. дисплея на расстоянии в 2,3-2,5 раза большем, чем для просмотра экрана смартфона можно смело делить на 3. Т.е. субъективно дисплей Ретина на расстоянии 20 см смотрится аналогично дисплею ПК на расстоянии 60 см с плотностью порядка 43 пикселей на 1 см)
Для широкоформатных дисплеев получим следующий результат (см. рис. 2)
Вывод напрашивается сам собой – для типичного расстояния между глазом и экраном в 60-65 см (на расстоянии вытянутой руки) имеем 2 монитора с оптимальным соотношением диагонали и углом обзора одного пикселя (оптимальный угол -1 угловая минута) – 22 дюймовый FullHD 1920*1080 с углом обзора пикселя в 1,2 угл. минуты и 27 дюймовый QHD 2560*1440с углом обзора пикселя в 1,1 угл.минуты
Все остальные мониторы будут иметь либо заметный глазу пиксель (23-24-27 FullHD) либо угол обзора пикселя будет меньше возможностей человеческого глаза и будет попросту избыточен на просмотре с такого расстояния. Излишние пиксели нам совершенно ни к чему, так как создают лишнюю нагрузку на графическую подсистему ПК, да и стоит такой монитор значительно дороже.
Кроме того, если дисплей покупается для игр, то разрешение экрана будет влиять на количество кадров в секунду (Показатель FPS -Frame per Second)
Для примера - при переходе с разрешения 1920*1080 на 2560*1440 нагрузка на видеокарту возрастает в 1,77 РАЗА, для надежности можно смело округлить до 2. Т.е. чтобы иметь сравнимое количество ФПС при переходе с фуллШД на квадШД нужно ставить уже не одну а целых две игровых видеокарты. А в случае с 4 К нужно иметь видеокарту в 4 раза более мощную , чем для фуллШД, ну или городить огород с 4-мя игровыми картами.. Затраты будут просто астрономичными, учитывая то, что порядочная видеокарта для фуллШД стоит порядка 300-400 у.е.
Дисплеи с размером диагонали больше 27 дюймов явно не предназначены для использования в Домашней обстановке. Их удел – фото и видео - студии, работа с САПР и прочими КАД-ами.
Касательно интерфейсов - в бюджетных мониторах как правило есть только один цифровой HDMI и старый аналоговый D-SUB. В более дорогом сегмените как правило есть еще и DVI-D или Display Port.
В этом топике я акцент сделал не на типы матриц или интерфейсы, а именно на такой критически важный параметр, как УГОЛ ОБЗОРА 1 пикселя. Про него обычно никогда в обзорах не говорят, а на самом деле это очень важный параметр. Угол больше 1,3-1,4 угл. минуты, и пиксели с кулак а угол меньше 0,8 угл. минуты и это уже ИЗЛИШЕСТВО, за которое нужно платить в 2-3 раза больше как за сам монитор, так и за неизбежный апгрейд видеоподсистемы. Так что нужно четко для себя выбрать золотую середину. По этому параметру именно фуллШД 22-23 дюйма самое оно, а среди КвадШД оптимальным выбором будут 27 дюймовые мониторы.
Вторым немаловажным критерием при выборе монитора я бы назвал отсутствие ШИМ - регулировки подсветки.
Ну и разумеется покрытие матрицы - глянец сразу в топку, как и сильно шершавые покрытия. Оптимальнум вариантом будет полуглянцевые (semi gloss).
Выбор типа мартиц (TN AH-IPS S-MVA и т.д.) зависит от области применения будущего монитора.
Для хардкорных геймеров только ТН 120Гц. Для фотографов - AH-IPS 10bit .
AMVA 8 bit S-MVA AH-IPS 8 bit - универсальные решения для всего подряд.
Надеюсь мои теоретические выкладки помогут Вам при выборе своего будущего монитора