Дано: небольшое село между районным и областным центрами. До областного центра 25км, а до районного – километров 8-10км. Вокруг сосновый лес.
Из доступных безпроводных покрытий – Интертелеком с урезанными в последнее время лимитами, PeopleNet с подходящими (в натяжку) лимитами и тарифами, а также супер безлимитный МТС-коннект с вопросами к покрытию и скорости (в районном центре покрытия МТС-коннекта нет).
Из доступного оборудования – комплект Интертелекома – 17дцб антенна, модем и тариф 500мБ в день за 6 грн. А также старенький модем ADU AnyData 500 МТС-коннекта.
Задача: при минимальных затратах денежных средств получить относительно нормальную скорость, хотя бы 1200 кб/с. Кроме того, предоплаченного суточного трафика должно хватать двоим пользователям, сидящим в инете, хоть и не фанатично, но активно. То есть фильмы мы не качаем, в он-лайн игрушки не играем, но один пользователь работает копирайтером и частенько загружает фотки по 1,5 метра весом, а другой следит за новостями, некоторыми обновляющимися графиками и ведет группу Вконтакте.
Решение: и тут хочется сказать, что решение однозначно не может быть только техническое.
Действие первое – Интертелеком
Так как для Интертелекома у нас было всё необходимое и покупать, подключать нам не пришлось, мы решили (логично) начать с него. Работало все отлично, только антенну пришлось повертеть во все стороны. В итоге мы получили скорость 1,5 мбс. Но трафика в 500мБ не хватает никак (и 1000мБ тоже не хватит), а безлимит на скорости 128кбс для работы нам не подходит.
Действие второе – Интертелеком «Домашний интерне (Wi-fi)»
Смирившись с расходами 1500грн+, мы решили, что потратимся, но получим стабильный и безлимитный интернет. Оставили заявку. Предварительно покрытие у нас есть, но понимаем, что не обязательно так окажется на практике. Выжидая заявленные сроки, звоним оператору за результатом. С третьего раза и после настойчивого разговора, узнаем что по заявке отметка нет тех. возможности. Но это не конец истории…
Какой опыт мы вынесли:
1. Ни какие обещания очередного оператора «Алены», «Татьяны», «Николая»… лично заняться вопросом и перезвонить не выполняются.
2. Каждый звонок начинается с начала. Поэтому необходимо сохранять логическую цепочку. При новом звонке «… Да в прошлый раз меня просили сделать вот это. Я сделал, получилось так-то… Что дальше?» Представляете, на 10 звонок 30-40мин только что бы припереть оператора к стенке и перейти на следующий ЛЭВЭЛ.
3. Заявку нужно оставлять по телефону и обязательно требовать номер этой заявки, так как сайт номеров не предоставляет и потом найти оставленную на сайте заявку оказывается крайне сложно, подчас невозможно.
4. Нам предлагали описать ситуацию на сайте в жалобе, но это результатов не дало.
Вернемся к нашим баталиям. Через две недели мы узнали, что по нашей заявке стоит отметка дилера про отсутствие тех.возможности. И стоит она с того самого дня когда была подана заявка на подключение. На следующий день после такой печальной новости объявился дилер с заявлениями, что все будет замечательно на его условиях. Оператор Интертелекома на это сказал, что мы не так поняли дилера. В общем, не сдавались оба очень долго. Дилер настаивал, что он не интертелеком, а интертелеком, что мы не так поняли. В итоге мы сделали «ход конем» – заявили представителю оператора, что оператор, предлагая акцию, которую не собирается выполнять, получил наши личные данные и передал третьему лицу без нашего согласия, а это не законно. И только вследствие этой завуалированной угрозы начались какие-то подвижки в диалоге - с нами связался региональный менеджер. Результат: короткий разговор по существу и обещание, что условия акции выполнят, а с нами свяжется специалист по подключениям. На следующий день был звонок. Перебрали ближайшие БС, ни одной нет в зоне прямой видимости. Интересно, как собирался подключать интернет алчный дилер и как составлялась карта покрытия?
Подводя промежуточный итог, можно сказать, что хоть мы и не получили необходимый интернет, но смогли пробиться через недобросовестных исполнителей к ответственным и получить объективную информацию.
Действие третье – МТС-коннект
Несмотря на официальное отсутствие покрытия в нашей местности, мы решили попробовать расшевелить МТС. Для начала мы решили купить новый стартовый пакет с картой, потому что старая карта была неактивна за сроком давности. Оказалось, что сделать это можно только в областном центре, а в близлежащем городе о таких вещах сотрудники фирменного салона слыхом не слыхивали. Приобретя через знакомых пакет, мы обнаружили, что без антенны скорость 0,1-0,2мбс.
Покупать сразу внешнюю антенну мы не стали, решили попробовать соорудить что-то своими силами. Не потому, что считаем себя настолько уж умными, а потому, что использование МТС-коннекта в другом регионе в свое время показало, что никакие ухищрения не способны повысить скорость. Для начала мы просто хотели понять, возможно ли вообще у нас получить нормальную скорость работы этого 3G.
Склепали из холодильниковой решетки и проволоки антенну Харченка(зигзагообразную), которая показала, что таки да, улучшение возможно! Удалось получить скорость 0,8-1,6мбс, но по Axesstel Ec/lo – 3-4dB. Некоторое время мы даже вполне успешно работали, но раздражали регулярные разрывы соединения каждые 2-4 минуты. Поэтому от МТС-коннекта было решено отказаться в пользу Пиплнета.
Действие четвертое – PeopleNet домашний Wi-Max
Оставили заявку… Ну Вы уже поняли, что было дальше, да? История, конечно, несколько отличается от того, что мы перетерпели с Интертелекомом, но нам трижды переносили срок выполнения заявки – при создании заявки было написано, что рассмотрят в течение 7 рабочих дней, потом в техподдержке сказали, что в течение 3х недель, потом, что в течение месяца, а потом, что в течение полутора. И в итоге оказалось, что у нас снова нет технических условий. Выяснить это мы смогли только постоянно задалбывая техподдержку вопросами о судьбе нашей заявки на подключение. В общей сложности получении ответа заняло 1,5 месяца.
Действие пятое – PeopleNet 3G
Купили моде с подключенным новогодним тарифом 3250мБ в день. Антенна у нас есть (подходит от Интертелекома). Только переходник пришлось купить другой. В итоге скорость получили порядка 0,4мбс. Никакие манипуляции с антенной исправить ситуацию не смогли. Вышка у нас в 7 км от дома, покрытие по карте очень хорошее значится, но скорости не было, хоть ты тресни.
Последней каплей стал тот факт, что плата за каждый новый месяц взимается 1 числа. Так как мы подключились числа 20, нас более чем удивило и раздосадовало такое положение дел.
Действие шестое – и снова МТС-коннект
Мы остались без выбора. Пришлось пользоваться коннектом и постоянно следить за коннектом))), в смысле за соединением. Ну и возобновили попытки сделать коннект стабильным (напомним, соединение рвалось каждые 2-4 минуты). Был вариант, что модему не хватает питания, поэтому нужно укоротить USB-кабель (на поверку оказавшийся не нашим решением).
Купили коллинеарную антенну. Добавили к ней отражатель и получили Ec/lo – 1.5dB, но ту же скорость и периодические разрывы.
Оставалось только поменять модем. Жаль, что не было где взять на пробу. Иначе давно бы проверили. В итоге пришлось покупать на свой страх и риск. Купили axesstel MV210 из-за двух приемников. В результате получили стабильный коннект без обрывов – хоть сутки не выключай. Улучшился RX1 c -75 до -67. Что интересно, направить антенну так, что бы получить один пилот на новом модеме не получается, всегда два. Но связь держит отменно (хоть бы не сглазить).
И еще один момент: антенна у нас лучше ловит в горизонтальной поляризации чем в вертикальной, это установлено после многочисленных экспериментов. Однажды, еще на старом модеме удалось получить наилучший результат при 45град. наклона антенны. Но хватила такого эффекта на один день. После мы находили упоминание в сети о подобных экспериментах.
Итог. Результат получен после четырех месяцев «скитаний», поисков и экспериментов. В планах замена плоского отражателя на цилиндрический. Может, удастся получить один пилот.

